1 марта 2019
Екатерина Чернявская
svitlana10 / Depositphotos.com
Банк России проанализировал поступающие обращения и пришел к выводу, что кредитные организации либо не объясняют клиентам, почему отказываются проводить операции по их счетам, а также заключать договоры банковского счета (вклада), либо поясняют в объеме, не позволяющем клиентам обжаловать такие отказы. Это следует из методических рекомендаций регулятора1, размещенных на его официальном сайте.
Напомним, что клиент, получив от кредитной организации отказ в осуществлении операции, вправе представить в нее документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия соответствующего решения. Организация рассматривает полученные документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности такого устранения. В последнем случае у клиента появляется право обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (п. 13.4-13.5 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
C примерной формой иска о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за выдачу кредита и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Регулятор также напомнил, что еще в своем информационном письме от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61 он указывал кредитным организациям на необходимость аргументировать свои отказы. Кроме того, как отмечается в методических рекомендациях Банка, кредитные организации ограничивают клиентов в использовании технологий дистанционного банковского обслуживания, даже не запрашивая у клиентов документы и (или) сведения, а также не поясняя им правовые последствия применяемых ограничений, в частности их от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции. Поэтому Банк России рекомендовал кредитным организациям информировать клиентов о причинах ограничения дистанционного банковского обслуживания и предоставлять им возможность давать необходимые пояснения, информацию и (или) документы.
Кроме того, Банк России обратил внимание на случаи принятия кредитными организациями решений об отказах в осуществлении операций или заключении договора исключительно на основании информации о соответствующих отказах других кредитных организаций. Он отметил, что этот подход означает руководство обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. А следовательно, кредитным организациям стоит оценивать получаемую информацию об отказах в совокупности с другими факторами.
______________________________
1 С полным текстом Методических рекомендаций по вопросам информированиякредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22 февраля 2019 г. № 5-МР можно ознакомиться на официальном сайте Банка России.
What’s up to all, the contents present at this web page are really awesome for people experience, well, keep up the good work fellows.